Никольский собор. На древней земле Можайска
Собор Святителя Николая
Легенда связывает возведение надвратного храма на месте крепостных врат с именем святого Николая Чудотворца. Предание гласит, что во время одной из осад Можайска Святитель Николай был явлен в небе над Храмом с поднятым мечем в одной руке и крепостной стеной — в другой. Знамение было расценено как принятие города под защиту Святого, и, враг, увидев чудо, в панике снял осаду и покинул подступы к городу. В благодарность о произошедшем, жителями города была создана икона с фигурой Святителя, сохранившаяся в памяти народной как «Образ Святителя Николая Можайского».
Никольский собор виден с центральной площади Можайска (фото слева).
Одна из версий, объясняющая необычную архитектуру Собора — «масонская». Нетрадиционная архитектура, на стенах собора присутствует различная символика, имя архитектора история не сохранила. Что бы это значило?
Считается, что строительство Храма было завершено к 1814 году. Причем не просто так, а, согласно этой версии, якобы в память о Жаке де Моле, двадцать третьем и последнем великом магистре ордена тамплиеров, который был сожжен на костре именно в 1314 году, то есть ровно пятьсот лет назад. Однако, вспомним и другую дату — дату начала строительства Собора: 1779 г.
Масонское влияние в России в те годы, безусловно, имело место, но тогда надо признать, что желание приурочить окончание строительства у «заказчика» именно к пятисотлетнему юбилею сожжения магистра должно было сохраняться 35 лет! Впрочем, Храм строили с перерывами, и не исключено, что заказчик и исполнители работ менялись. К тому же, Храм возводили, используя более древнюю кладку врат и одиннадцатиметровую крепостную стену (которую не смогли разрушить польские пушки). Это было хорошим инженерным решением: использовать крепкую кладку в качестве фундамента для более нового строения.
Этим, кстати, вполне можно объяснить частичную асимметрию конструкции и «нецелые» размеры строения.
На фото слева вверху: врата на территорию Собора. На правом верхнем фото: рядом с Ново-Никольским собором на холме сохранился памятник архитектуры ХIХ века — Старо-Никольский, или Петропавловский собор, являющийся копией более древней постройки.
Насчет 1814 года. Если внимательно рассмотреть Собор, то на башне можно увидеть две даты (см. фото внизу). Первая, которая ближе к колоколам — 1812 год, вторая дата ниже (летом из-за листвы ее трудно разглядеть) — 1808 год. Так какая дата окончания строительства более точная: 1812 и 1814? С другой стороны, в 1812 году было не до строительства, тогда почему на колокольне собора значится именно она?
Примечательный факт: в 1911 Никольский собор запечатлел, в смысле, сфотографировал, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, фотограф, изобретатель, инженер, путешественник. Часть наследия Прокудина-Горского: снимки России (и не только) конца XIX — начала XX века сохранились. Эти снимки являются прежде всего уникальными документальными и беспристрастными свидетельствами «той», дореволюционной России, и, в частности, Никольского собора в Можайске.
Полную коллекцию фотографий С.М. Прокудина-Горского можно увидеть здесь.
Внизу слева: одна из фотографий Никольского собора в г. Можайске, восстановленная с черно-белых оригиналов, сделанных С.М. Прокудиным-Горским в 1911 году. Оригиналы снимка тут.
Внизу справа: современный вид Никольского собора. Фото сделано в мае 2013 года.
Если собор был возведен в 1812 году, то на момент съемки С.М. Прокудиным-Горским Собору практически (без малого ) 100 лет.
Наш снимок сделан через 102 года после Прокудина-Горского. Видно невооруженным глазом, что время и войны не прошли для Храма бесследно. После Великой Отечественной войны, в начале шестидесятых годов прошлого столетия, восстановительно-реставрационные работы были выполнены без возведения куполообразной ротонды, которая видна на снимке С.М. Прокудина-Горского. На правом снимке ее нет. Окна на ротонде также имели форму восьмиконечной звезды.
Часов, которые украшают башню под самым шпилем на левом верхнем снимке, на правом снимке нет. Видно лишь темное отверстие, которое использовалось для крепления циферблата.
Судя по фото слева (фото сделано с восточной стороны), циферблатов было два, и ориентированы они были на две стороны света — восток и юг. Фото слева было сделано с восточной стороны Собора. На нем также видно круглое темное отверстие под шпилем башни. На снимке С.М. Прокудина-Горского видна также изгородь с каменными столбами вокруг Собора. Вдали слева от Собора, на горизонте видны купола Лужецкого Ферапотова монастыря. На современном снимке, они не видны из-за выросшей на холме рощицы. На фото Прокудина-Горского также видно, что зеленая трава на холме подкашивалась, об этом говорят вертикальные полосы на склоне холма. На нем также не видно оползней, которые сейчас являются серьезной проблемой.
Рассмотрим повнимательнее еще один снимок С.М. Прокудина-Горского (сделанный в 1911 году), а именно — часть крыши здания (см. фото слева). Оформление двух овальных треугольных окон явно несет в себе символику известного масонского циркуля и угольника (наугольника). Вертикальную линию можно интерпретировать как другой символ — «Отвес». Исполнение окна, расположенного ниже напоминает (хотя и менее явно) третий символ — Лучезарную Дельту — главный масонский символ первого градуса, степени ученика.
Уровнем ниже на крыше можно увидеть две дуги с семью гексаграммами, на других дугах — по пять гексаграмм (см. слева фрагмент фото 1911 года С.М. Прокудина-Горского).
Шестиконечная звезда (гексаграмма) в истории человечества накопила огромное число толкований и несет в себе различный смысл, и в конфессиях, и в эзотерике.
В масонстве является символом объединения, единения, гармонии двух базовых принципов: верха и низа, мужского и женского начал, огня и воды, духа и материи и т.д. Возможно, что пять и семь звезд на декоре — это просто архитектурное решение, но, может быть, здесь тоже заложен вполне определенный смысл: «пять» — пять органов чувств и пять ордеров архитектуры, который должен изучить Подмастерье, чтобы возвести Храм в своей душе; «семь» — Создатель сотворил мир за шесть дней и на седьмой отдыхал, семь Братьев, которые составляют кворум для открытия работ в Ложе Учеников.
Известно, что в 1822 г. вышел указ, запрещающий масонские ложи в России, но символика на Соборе осталась по сей день (см. видео внизу).
В 1911 году на некоторых фронтонах окон можно видеть изображения Святых (см фрагменты фото вверху). В настоящее время этих изображений нет.
Приходится констатировать, за вторую сотню лет состояние Собора заметно ухудшилось.
На фото внизу: иконостас Храма восстанавливается.
Справа от «царских врат» иконостаса — икона Спаса нерукотворного, далее вправо — список храмовой иконы Святителя Николая. Оригинал иконы Святителя Николая находится в Третьяковской галерее.
Слева от врат — икона Богородицы. Других рядов пока нет.
На фото внизу: элементы внутренней архитектуры Собора.
На фото вверху: элементы внутренней архитектуры Собора.
На фото внизу слева: Старо-Никольский, или Петропавловский собор. На фото внизу в центре: вид на Никольский собор с северной стороны. На фото внизу справа: фамилии защитников Можайска в 1941-1942гг.
Ниже — видео Никольского собора. На больших и малых дугах на крыше Собора, как было отмечено выше, видны гексаграммы — шестиконечные звезды, причем на больших дугах их семь, на малых — пять.
Если присмотреться выше, на «поясе» над колокольней видны октограммы — восьмиконечные звезды. На шпиле колокольни — восьмилепестковая «Золотая роза» — символ возрождения, и вечности материи. Такая роза традиционно являлась символом мистических орденов.
Что тут еще добавить…
Много загадок связано с Никольcким собором.
Еще по теме «Монастыри»
О чем молчат плиты Ферапонтова монастыря?
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, г Рыльск
Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Валдай
Мужской Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, г.Истра
Спасибо за статью!